Сложно говорить о ненависти между двумя леди английской литературы, но неприязнь была точно. Шарлотта Бронте и Джейн Остин – есть ли более противоположные фигуры? Жизнерадостные, яркие и легкие романы Остин и атмосферные, немного готические и трагические у Бронте.
Впервые мы узнаем мнение Бронте об Остин из переписки с Джорджем Генри Льюисом, который утверждал, что в романе «Джейн Эйр» слишком много драмы и посоветовал Шарлотте следовать примеру Джейн Остин, которую назвал «величайшей из когда-либо существовавших писателей».
Конечно, для Шарлотты Бронте, которая только опубликовала «Джейн Эйр», такое сравнение показалось весьма нелестным. Уязвленная этим, Бронте написал Льюису письмо в свою защиту, высказавшись довольно мягко, однако, это до сих пор злит многих фанатов Остин:
«Я не была знакома с „Гордостью и предубеждением“ до выхода Вашей рецензии, — писала Бронте, — но после нее я немедленно достала этот роман и внимательно прочла. И что же я там обнаружила? Точное, как на дагерротипе, изображение банального лица, тщательно отгороженный, хорошо ухоженный сад с ровными бордюрами и нежными цветами; ни хотя бы одной яркой, дышащей физиономии, ни открытых просторов, ни синих гор, ни серебряных ручьев. Я бы не хотела жить с этими леди и джентльменами в их элегантных, но закрытых на все замки имениях».
Но не стоит удивляться столько огромной разнице в творчестве писательниц. Одна выросла в диком, продуваемом суровыми ветрами Йоркшире. Ей были незнакомы балы, беседы с друзьями. А другая родилась в солнечном Гемпшире, и росла в позитивном обществе.
С первой страницы становится ясно, насколько сильно отличались женщины как по характеру, так и по творческому стилю.